О проекте    Новости    Ссылки    Об авторе

Родословие/Преображенский Анатолий Михайлович

1884 - 1942

С женой Евдокией Михайловной
22 октября 1906 г.

Приходится двоюродным братом владыке Лаврентию, был дружен с ним. Сохранилась каширская фотография лета 1913 года, где они вместе в кругу родных – диакон Анатолий и архимандрит Лаврентий, в то время ректор Литовской Духовной Семинарии. А вскоре после гибели епископа Лаврентия о.Анатолий взял к себе в семью его старенькую маму Екатерину Васильевну и заботился о ней до самой ее смерти в конце 1930-х годов.

Родился 16 марта 1884 года в селе Суханово Епифанского уезда Тульской губернии в семье потомственного священника Михаила Васильевича Преображенского, так же и его мать Елизавета Афанасьевна урожденная Покровская происходила из духовного сословия. Анатолий был третьим ребенком, а всего в семье было шестеро детей.

Ефремов. Здание Духовного училища
Начало ХХ в.

Образование получил в Ефремовском духовном училище, которое закончил в 1901 году, получив свидетельство на звание учителя церковно-приходских школ и учителя пения. 17 мая 1902 года определен на должность псаломщика в церковь села Лутова Богородицкого уезда Тульской губернии.

С 1904 года жил в городе Кашире Тульской (ныне Московской) области, где служил его дед – протоиерей Василий Петрович Преображенский.

Анатолий Михайлович служил сначала псаломщиком во Введенской церкви города Каширы, а 8 марта 1909 года был рукоположен во диакона и прослужил в той же церкви до 1921 г. 20 августа 1921 диакон Анатолий стал священником и определен на служение в Успенский собор города Каширы.

К сожалению, воспоминаний о нем сохранилось не очень много. Можно сказать, что человеком он был жизнерадостным и общительным, любил петь (на одной фотографии он сидит с гитарой). Посещая родственников в городе Ефремове, отец Анатолий тайно дома крестил их детей. Так в начале 1930-х годов он совершил таинство Крещения младенца Ирины, своей внучатой племянницы.

Кашира. Введенский храм
Начало ХХ в.

27 января 1933 года был арестован Каширским райотделом ОГПУ по обвинению в проведении на протяжении последних 3-х лет антисоветской и антиколхозной агитации. Трое допрошенных свидетелей говорили, что «поп» Преображенский систематически вел контрреволюционную агитацию, «собирал у себя в доме верующих и под видом раздачи святой воды…рассказывал им о тяжелой жизни голоде и недостатках», якобы говорил: «теперь народу стало понятно, что так жить нельзя, когда заставляют работать по ударному без разгиба, а хлеба не дают, все ходят голодными, а также взять и крестьян вырабатывая продукты а сам остается без них, все заставляют вести на заготовку а не выполнять нельзя, т.к. за это судят и высылают», а также «посредством обхода домов верующих и раздаче их детям крестов» распускал слухи о скорой войне и гибели советской власти, говорил: «Советская власть закрывает церкви, разоряет их и строит там разные склады, клубы и совершенно хотят задушить религию, но не учитывают того, что религия сильней всяких властей, все их надругательские действия обернутся на безбожников коммунистов и на их сочувствующих, а нам нужно всем помнить писание библии и евангелие в которых говорится, что после антихристов будет суд божий и всех тех кто надругался над богом, будут строго наказаны», а также в результате его деятельности «среди прилегающих селений наблюдаются нездоровые настроения», например одна неграмотная старушка крестьянка якобы после его посещения выгнала активистов со словами: «идите отсюда коммунисты чертовы! Народу и так жрать нечего, а вы еще на свои займы агитируете».

Кашира
Начало 1930-х

Несмотря на эти показания, арестованный себя виновным не признал, и в одном коротком допросе говорил: «ко мне очень часто приходили священники из сельской местности … с которыми у нас были разговоры о непосильном налоге, но к выводам мы приходили следующим что пока есть возможность нам служить мы службу бросать не станем».

Однако следствие обвинило его в систематическом ведении антисоветской агитации, а тройка ОГПУ по Московской области 19 марта 1933 года приговорила Преображенского Анатолия Михайловича к заключению в исправтрудлагерь, сроком на 3 года по статье 58 пункт 10 УК РСФСР. Наказание отбывал в Байкало-Амурском лагере ОГПУ, находившемся в районе города Михайло-Чесноковска, работая бухгалтером.

По возвращении из заключения в 1936 году Анатолий Михайлович переселился с семьей в Рязанскую область, где служил священником в церкви села Аннино, а с 1940 года в церкви села Ижеславль Михайловского района Рязанской области.

Дело Преображенского
1941 г.

Здесь вскоре после начала войны 20 августа 1941 г он был арестован второй раз. К тем же по сути обвинениям, добавились «высказывание пораженческих настроений» и «восхваление фашистской техники». Так в 1939 году Анатолий Михайлович якобы говорил: «я всетаки попом служить буду до тех пор, пока не положат на задние лопатки, а там быть может придут белофины и выручат», а затем на возражение, что «белофины это есть моська» сказал: «хотя это и моська, а за моськой стоит слон – Англия, Франция, Германия, хотя она и заключила договор с нами, но это одна махинация. Германия преследует одну цель – воевать. Англия и Франция преследуют одну цель – чтобы втянуть в войну СССР, а потом разбить в пух и прах, а не пойдет, силой потянут».

Однако, несмотря на показания свидетелей, очные ставки и давление следствия, арестованный виновным себя не признал, а только частично в том что «ругал не верховную, а местную власть, что она неправильно накладывает налоги».

Фото на паспорте
1937 г.

28 октября 1941 года Военный трибунал войск НКВД Московской области на основании статьи 58-10 УК РСФСР приговорил Преображенского Анатолия Михайловича к лишению свободы сроком на 10 лет. Наказание он отбывал в СибЛаге в районе города Мариинск Кемеровской области, где 4 марта 1942 умер, со слов родственников от воспаления легких (документы о причине смерти в деле отсутствуют).

Его жена Преображенская Евдокия Михайловна (урожденная Минина 1884 года рождения, дочь диакона) после ареста и смерти мужа вернулась в Каширу, служила при церкви, там и умерла в начале 1960-х гг. Единственный сын Борис Анатольевич (1921 - 1941), работал школьным учителем в Тульской области, в апреле 1941 г был призван в армию и погиб на фронте в начале войны. Однако Борис успел жениться и у него летом 1941 года родился сын Анатолий, который проживает ныне вместе со своим потомством в Тульской области.

«Мы службу бросать не станем» - эти слова отца Анатолия из протокола допроса можно считать эпиграфом, сутью всей его жизни.

Подпись и отпечаток пальца
Дело 1941 г.

Местонахождение судебно-следственных дел:
ГАРФ, фонд 10035, опись 1, дело П-405 (1933 г.)
УФСБ по Рязанской обл., архивное уголовное дело N3794 (1941 г.)

По обоим делам Преображенский А.М. реабилитирован.

В цитатах сохранена орфография и пунктуация оригиналов.

 

Приложение

Воспоминания жительницы Каширы Ираиды Владимировны
Записано с ее слов:
Наша бабушка была глубоко верующей, но в то время открыто молиться было трудно, поэтому в мое детство когда мне было лет 7-8 (1932-33 гг) она тайно нас водила в храм в Успенский собор где служил о.Анатолий. Я помню тот день когда бабушка нарядила меня и старшую сестру в красивые платьица и повела к причастию к о.Анатолию, батюшка был в красивом наряде и дал нам по ложечке вина и потом мы запивали побольше из чашечки, а перед этим о.Анатолий с нами беседовал и исповедовал. Наша бабушка очень любила о.Анатолия и жалела, что его арестовали и церковь вскоре после этого закрыли, часто повторяла "а все таки жаль отца Анатолия".

 

В начало